Версия для слабовидящих

Официальный сайт Администрации

 

Новости

Как создаётся фильм. Жизнь и творчество С. Эйзенштейна

Постановка каждой кинокартины — сложный и длительный процесс. Вот десять важнейших этапов, связанных, с созданием художественного фильма.

1. Создание литературного сценария.

Сценарий — это выраженное в литературной форме содержание будущего фильма. Читая его, мы знакомимся с проблематикой, событиями и героями фильма. Литературный сценарий пишется с учетом законов кинематографа, чтобы режиссер мог зримо представить себе конкретные сцены, обстановку действия, поступки героев и т. д.

Сценарий может быть оригинальным (имеющим самостоятельное литературное значение) или экранизацией романа, рассказа, пьесы.

Объем сценария, как правило, не должен превышать 80 страниц машинописного текста.

2. Работа над режиссерским сценарием.

В режиссерском сценарии предусматривается точное решение каждой сцены, каждого кадра. Намечаются точки съемки, длина каждого кадра в метрах, крупность планов, звуковые эффекты, а также утверждается окончательный текст диалогов.

Все указания, относящиеся к звуковому решению фильма (диалоги, музыка, шумы), записываются отдельно — с правой стороны листа.

Режиссерский сценарий определяет также, где будут происходить съемки (на натуре или в павильоне), сколько актеров и статистов примут в них участие, какие понадобятся костюмы, декорации, реквизиты.

Режиссерский сценарий — основа постановки фильма и его монтажа. Кроме режиссера в работе над ним принимают участие оператор и художник будущего фильма.

3. Составление сметы и графика работ.

Как только режиссер заканчивает работу над режиссерским сценарием, директор картины со своими помощниками определяет количество съемочных объектов, потребность в аппаратуре и реквизите, словом, все то, что позволит воплотить режиссерский замысел в жизнь. Верно составленная смета и точный график съемок помогают сэкономить много драгоценного времени в период непосредственной работы над фильмом.

4. Выбор натуры.

Все съемки, происходящие вне павильона, называются натурными. На поиски натуры обычно выезжает режиссер (или его ассистент), оператор, художник и директор картины.

5. Подбор актеров.

От правильного выбора того или иного актера (особенно на главную воль) часто зависит успех всего фильма. Поэтому на каждую роль пробуют несколько актеров. Все они снимаются в нескольких эпизодах, которые затем просматриваются режиссером и художественным советом студни.

6. Работа над эскизами декораций и костюмов.

Одновременно с выбором натуры и подбором актеров ведется работа над эскизами декораций (в павильоне или на натуре, исходя из режиссерского сценария). Для актеров по эскизам художника-костюмера шьют костюмы, делают парики, ищут грим.

7. Съемки фильма.

Все, о чем говорилось выше, происходит в так называемый «подготовительный период». Некоторые режиссеры считают его самым важным этапом работы над фильмом, а съемки — лишь техническим выполнением уже готового замысла. Другие придают большее значение съемочному периоду.

Как правило, разные сцены фильма снимаются не в той последовательности, в какой мы видим их на экране. Работа обычно планируется так, чтобы заснять все эпизоды, происходящие в одной декорации или на натуре, причем сначала снимаются все общие планы, а потом крупные. Приходится учитывать, конечно, время года, дня, технические возможности студии, занятость актеров и множество других факторов. И еще одна важная деталь: каждая сцена снимается несколько раз, то есть делается несколько дублей, пока режиссер не добьется нужного результата.

8. Монтаж.

Отбор и соединение снятых на пленку кадров, сцен, эпизодов в единое логически выстроенное произведение называется монтажом. Монтаж — отнюдь не механическая работа (клей и ножницы), это продолжение творческого процесса создания фильма, в котором принимают участие режиссер-постановщик и специалист по монтажу.

Сначала, руководствуясь указаниями режиссерского сценария, монтажники склеивают весь фильм, выбирая более удачные дубли. Затем в работу включается режиссер, и именно на монтажном столе рождается окончательная художественная форма фильма: его драматургия, ритм, темп, взаимосвязь изобразительного и звукового решений. Режиссер отбрасывает все лишнее, все, что может помешать зрителю воспринять фильм так, как он был задуман авторами.

9. Озвучание.

Запись звука производится на специальной звукозаписывающей аппаратуре. Речь, шумы и музыка записываются или одновременно (синхронно) или (большей частью) несинхронно со съемкой изображения.

Чтобы добиться абсолютной чистоты звучания, звук записывается после того, как съемка изображения закончена. Такой метод записи звука называется озвучанием. Речь, музыка и шумы записываются отдельно, затем переписываются на один носитель, после чего совмещенная звуковая фонограмма монтируется с изображением. Большую помощь режиссеру и звукооператору оказывают музыкальный отдел студии и отдел звукооформления (шумы, подражания и т. д.).

10. Печатание копий — последний, завершающий этап производства фильма. Количество копий зависит от качества фильма, от его идейных и художественных достоинств.

В нашей стране история кино неразрывно связана с именем Сергея Михайловича Эйзенштейна. 1925-й год стал для Эйзенштейна триумфальным. Режиссер снял свой главный киношедевр – картину «Броненосец «Потемкин»». История о бунте на корабле основана на реальных событиях, Сергей Михайлович лишь эмоционально усилил факты.

Картина оказалась настолько мощной энергетически, что ее не решались показывать на Западе. Во Франции «Броненосца «Потемкина» увидели в 1953 году, а в Японии – в 1959-м. После выхода киношедевра Сергей Эйзенштейн проснулся знаменитым. В следующем году советского гения пригласили в Голливуд. Иосиф Сталин, скрепя сердце, отпустил режиссера в длительную командировку. По пути в Соединенные Штаты Эйзенштейн побывал в Европе. Владевший тремя языками, он выступал по радио, читал лекции в Кембридже и Сорбонне, познакомился с Бернардом Шоу, Гретой Гарбо и Федором Шаляпиным. В Мексике по договору с писателем-социалистом Эптоном Синклером взялся снимать картину «Да здравствует Мексика!», но в разгар работы Сталин прислал телеграмму с приказом возвращаться немедленно. Чарли Чаплин, увидев первую часть ленты под названием «Буря над Мехико», назвал ее «лучшим фильмом мирового кино». Дома Сергея Эйзенштейна ждал холодный прием и немилость вождя. Сталин позаботился о том, чтобы Эйзен не смог «пролезть вновь в главные кинооператоры СССР». От расстрела его спасло заступничество Андрея Жданова и Вячеслава Молотова. Мэтра отлучили от съемок, он преподавал во ВГИКе, обучая студентов теории и практике режиссерского дела.

К работе мэтр вернулся в 1938-ом. Ему в руки попал сценарий настоящего блокбастера – исторической картины «Александр Невский». Малобюджетный фильм Эйзенштейну позволили снимать едва ли не из жалости. Но гениальный Эйзен снова всех удивил, сняв шедевр, сравнимый с «Потемкиным». Картина понравилась Сталину, и опальному режиссеру вручили орден Ленина, а потом и Сталинскую премию. В начале 1941 года мастер взялся за последний шедевр – ленту «Иван Грозный». Снять ее предложил Сталин.

Из-за начавшейся войны съемки шли в Алма-Ате, работали ночью – электроэнергии не хватало. Грозного играл Николай Черкасов, ранее сыгравший Невского. Режиссер разбил ленту на 3 части. Первая вышла в 1944 году и понравилась генералиссимусу – Сергею Эйзенштейну вручили вторую Сталинскую премию. Эйзенштейн скончался от сердечного приступа февральской ночью 1948 года. Он умер в том же возрасте, что и отец – в 50. Похоронили режиссера на 4 участке Новодевичьего кладбища в столице.

photo 1610346261

photo 1610346267

photo 1610346271

На один уровень выше