Официальный сайт Администрации
При общении всякий человек исходит из того, что партнер обладает памятью, вниманием, чувствами (эмоциями), воображением, волей и способностью мыслить.
Человек, как правило, выбирает из них что-то одно. И концентрирует своё воздействие в выбранном направлении до тех пор, пока поставленная задача не будет выполнена. Либо, пока он не догадается поменять направление своих воздействий. Либо – решит прежнюю задачу поменять на какую-то другую.
Свои виртуозные навыки воздействовать на партнера и взрослые, и дети обычно не осознают (как и многие другие навыки, ставшие подсознательными). Поэтому занимающимся актёрским мастерством приходится «пере-открывать» приёмы, которыми они постоянно пользуются в окружающей их жизни, но не дают себе отчёта в том, как они это делают, зачем и почему.
Одна из форм проявления действия есть воздействие словом на другого человека — словесное действие. Это основное средство общения между людьми в жизни и между партнерами на сцене.
Интонация произношения реплик должны, как в жизни соответствовать эмоциональному "заряду" и транслировать необходимую эмоцию, как "орудие" которым ведется конфликт к победе». Прежде всего, зритель должен считывать внутренний диалог героя, так как сопереживание персонажу можно передать только "заразив его эмоциями, яркими, правдивыми и по-настоящему ЕСТЕСТВЕННЫМИ, для внутреннего самочуствия, мыслительного процесса и понимания: почему? и зачем? - персонаж говорит именно эти слова, с именно такой интонацией и его мимика или поддерживает транслируемую информацию или отрицает, то есть помогает "прочитать" внутренний диалог героя. Прежде всего, эмоция, которую выражает актер мимическими мышцами, должно соответствовать пантомимическому действию тела. Правильно выбранное действие мимики (эмоциональное транслирование) поможет верно произнести реплику, чтобы зритель верно"считал" то, что ему нужно для понимания смысла слов персонажа.
Таким образом, диалог и реплики актеров будут "правдиво" вести действие спектакля и производить на партнера искомое "впечатление".
Это поможет зрителю, сопереживать и "ошибаться" вместе с героями.
К.С. Станиславский говорит: начните целесообразно и логично, добиваясь определенного результата, действовать физически, и психическое возникнет само собой. Действуйте, не беспокоясь о чувстве, и чувство придет. Можно использовать действие мышц лица (мимики) и эмоциональный заряд, может не с первого раза, но обязательно будет найден.
Слово — гибкий и разнообразный инструмент. Оно может быть точным и однозначным, в этом качестве оно используется наукой. Для химика вода — всегда соединение водорода с кислородом в известной пропорции, и ничего больше. Но слово может быть и многозначным, обнимать различные оттенки смысла. Вода — это и сверкающий на солнце ручеек, и хлынувший поток дождя, и струйка, бегущая из крана, и бурное, грозно ревущее море. Слово обладает способностью вызывать в нашем воображении яркие, зримые образы.
Иногда достаточно одного слова, чтобы нарисовать цельный образ.
Всякое красочное определение, меткое сравнение носит образный характер.
Вы можете подробно охарактеризовать- какого-то знакомого вам человека.
Скажем, он красив, ловок, мягко и неслышно двигается, необыкновенно силен физически и нравственно, очень обаятелен, но вместе с тем жесток и способен на хитрость и коварство. Вместо такого длинного описания достаточно сказать о человеке одно слово: «тигр». В уме слушателей встает единый образ, в котором сольются все названные вами свойства и многие другие по сходству с прекрасным и опасным хищником.
«Зерно роли» - этот термин, введенный Станиславским, прочно вошел в театральную практику. «Зерно» — это короткое, яркое определение сущности роли, из которого вырастает весь характер героя, как огромное дерево вырастает из крошечного семени. Как все свойства будущего растения заложены в совсем непохожем на него зернышке, так и все черты характера, все поступки героя, его мировоззрение, отношение к жизни, людям заключены в определении «зерна» роли. Определение «зерна» всегда должно носить образный характер.
Умение вдумчиво читать легко проверяется при прочтении вслух незнакомого текста. Так, умение говорить об определенном культурном уровне человека, о его дружбе с книгой. Актер должен владеть таким умение в совершенстве. Для этого он специально изучает логику речи, знакомится с правилами логического произнесения текста. Изучение логики речи дает необходимую подготовку для воздействия текстом роли на партнеров и зрителей.
Поскольку из всех возможных способов раскрытия внутренней жизни героев драматург, как правило, оставляет себе только произносимые героями слова, особое значение приобретает форма высказывания, язык персонажей пьесы.
Легко заметить, что у слабого автора все герои говорят одним и тем же тусклым, невыразительным языком. Но талантливый драматург использует в полной мере все богатые возможности родного языка для создания ярких речевых характеристик. В особенностях речи отражается принадлежность герои к определенной эпохе, среде, профессии, раскрывается его характер, темперамент, душевное состояние. Актер в работе над ролью (как и режиссер в работе над спектаклем) судит о герое не только по смыслу его высказываний и «по отзывам о нем других персонажей, но и по данным, которые можно извлечь, анализируя форму его речи, изучая его речевую характеристику.
Наиболее важными средствами речевой характеристики являются словарный состав, построение фразы и ритм речи героя. С построением фразы тесно связан ритм речи, ее напряженность.
Ритм может быть плавным и «рваным», резко меняющимся; напряженным и расслабленным, вялым. Мысль может развиваться округленными периодами, а может обрываться, перескакивать с предмета на предмет.
У человека спокойного темперамента в нормальной обстановке мысль течет, последовательно, каждая фраза лепится из ряда звеньев и дополняется последующими фразами и продолжается, покамест поставленный вопрос не окажется рассмотренным до конца. Горячий, легко возбуждающийся человек и в речь вносит нервную напряженность. Не закончив начатую фразу, он переходит к следующей, нарушая прямо логический ход развития мысли.
В момент сильного потрясения, однако, даже у очень спокойного человека речь становится несвязной. Таким образом, ритм говорит нам о характере данного человека вообще, о его темпераменте, а также о его состоянии в какой-то конкретный момент. Так же неестественно и фальшиво звучат со сцены слова роли у актера, формально отработавшего и заучившего интонации.
Почему же в жизни мы умеем говорить, а на сцене как будто теряем это умение?
Это происходит потому, что в жизни слова рождаются у нас в результате сложного внутреннего процесса, в котором мы даже не отдаем себе полного отчета. Поиски же готового результата внешней выразительности произнесения отдельных фраз есть насилие над природой, нарушение органического жизненного процесса. И природа наша не отзывается на подобные попытки, отказывается в них участвовать. Плодом всех усилий оказывается фальшивое механическое звучание текста роли. Вместо того чтобы гнаться за результатом, актер должен понять, что приводит к этому результату, вместо того чтобы искать интонацию отдельной фразы, он должен сознательно пройти весь путь, который в жизни приводит к рождению слова.
На один уровень выше